Стоя на краю дороги, по щиколотки увязнув в красной, теплой от тропического солнца глине, я ликовал: вот они, настоящие малазийские джунгли, а не какой-нибудь национальный парк. Шагни и окунись в этот зеленый, кипящий жизнью океан!
Выдернув башмак из глины, я занес ногу, намереваясь сделать этот шаг, и... ужас охватил меня. Вспомнилось прочитанное в справочнике, что именно эти джунгли самые густонаселенные змеями и ядовитыми пауками. Мне казалось, что я непременно наступлю на чье-нибудь скользкое гибкое тело. А под каждым листочком мерещился скорпион.
Невозможно было поверить в то, что через пару дней я буду разгуливать по джунглям как настоящий абориген, босиком, в одной "набедренной повязке".
Настоящие малазийские аборигены - даяки - живут в глубине джунглей в центральной части острова Борнео, где берут свое начало многочисленные малазийские реки.
Реки в джунглях имеют особое значение. Это - незаменимые средства сообщения, все равно, что автодороги в Европе. В большинстве случаев только по реке и можно добраться из одной части джунглей в другую.
Река - это одновременно и питьевая вода, и баня, и прачечная. Она же и поставщик разнообразной рыбы и речных улиток, любимого лакомства даяков. Речные водоросли используются для создания искусных орнаментов в различных плетеных изделиях и браслетах.
Быт даяков прост и суров. Они живут маленькими общинами, насчитывающими всего несколько семей. Вождь - глава общины - наиболее уважаемый, умудренный опытом человек.
В семьях главенствуют мужчины, хотя разделения труда в домашнем хозяйстве как такового нет. Взаимоотношения в семьях и общинах самые дружеские. За две недели пребывания в джунглях я ни разу не слышал, чтобы мужчина повысил голос на женщину или чтобы женщина "огрызнулась" мужчине. Особой любовью окружены дети. Лишь один момент в семейном укладе меня поразил. Однажды во время обеда в гостях у даякской семьи я обнаружил, что за столом сидим только мы, мужчины. Ели чинно, неторопливо, беседовали, курили, пили кофе. Длилось это довольно долго.
- А женщины? - поинтересовался я.
- Вместе с нами они сидеть не должны. А есть они будут то, что останется после нас, - ответил мне хозяин дома.
С чувством неловкости смотрел я на жалкие остатки пищи, с позволения хозяина убираемые со стола. Мы продолжали беседовать, пить кофе, курить. А в стороне от нас, сидя на полу, за нами доедали мать хозяина, его жена и трое дочерей.
Я спросил, почему же женщины не обедали вместе с нами за одним столом. В ответ прозвучало исконно полинезийское слово "табу". Не могу сказать точно, какие корни имеет эта традиция, возможно, религиозные, связанные с исламом. Однако ни разу я не видел ни религиозных обрядов, ни культовых атрибутов.
Дома даяков - простейшие, сколоченные из грубых досок строения на сваях, этакие избушки на курьих ножках. Сваи такой высоты, что можно свободно ходить под днищем домов. Забираются в такие дома по наклонному бревну с насечками. Свайная конструкция надежно защищает жилища от затопления тропическими ливнями.
Внутри нет никакой мебели. Стол является редкостью. Едят даяки сидя на полу. На полу же и спят, подстелив плетеную соломенную рогожку.
Первое время трудно было привыкнуть к обилию в домах насекомых и серых ящериц, бегающих по стенам и потолку. Как-то во время еды я обронил несколько крупинок на пол. Тут же из щели вылез огромный черный жук, деловито сграбастал передними лапами рис и уполз обратно.
Особенно досаждает вся эта живность ночью. Со временем привыкаешь и к этому. Все равно спасения нет. Разве что по возможности не ложиться головой близко к стене и спать в одежде. Поразительно, что скорпионы действительно повсюду, они обитают даже в домах под крышей. Детвора ловит их ради развлечения. Но я ни разу не стал свидетелем укуса. Малайзийцы говорили, что укус среднего размера скорпиона не опасен: человек болеет одну-две недели, а большие скорпионы встречаются не так часто.
продолжение
|